Традиции__________
«Рай находится под ногами матерей». (слова пророка Мухаммада)
Вначале моей целью было рассказать о начинающем предпринимателе Ларисе Загидуллиной, получившей грант по программе поддержки предпринимательства на первую в городе мусульманскую ритуальную службу «Вечная память», где кроме обычных проводят похороны по мусульманским традициям. Но чем больше Лариса объясняла свой уход в частники (раньше была госслужащей), чем больше посвящала меня в татарские обычаи, тем больше хотелось расширить тему. Рассказать о каменских женщинах-мусульманках, о тех, кто сохраняет сегодня в городе традиции ислама.
Мусульманка-предприниматель
— Благодаря бабушке я знаю татарский язык, знакома с обычаями мусульман. Ко мне часто обращались родственники и знакомые за помощью в соблюдении обрядов. А когда появилась возможность начать свое дело, получить на него стартовый капитал по муниципальной программе, я задумала воплотить мечту в реальность. В округе никто официально не занимался мусульманскими похоронами, хотя, по статистике, 18% каменцев исповедают ислам. И многие вынуждены были хоронить близких по светским, точнее, христианским обычаям, — объясняет Лариса Захаровна.
Открыв службу, Загидуллина взяла на себя обеспечение материальной стороны похорон с соблюдением всех тонкостей. За этим чутко следят старшие члены мусульманской общины. «Без помощи нашей мечети „Рамадан“ я бы не справилась. Обратилась туда. В общине, посовещавшись, мою идею одобрили», — рассказывает Лариса.
В то же время, согласно исламу, похоронный обряд не должен быть платным. Но в условиях, в которых сегодня живут мусульмане Каменска, он пока является бизнесом. Как пояснили в мусульманской общине, ритуальная служба облегчает работу мечети, ведь, по сути, там все — волонтеры. А для организации настоящих мусульманских похорон требуются материальные средства с людскими ресурсами. Службе уже год, и благодаря сарафанному радио Загидуллины (Ларисины муж и сын — тут же) начали принимать заказы и на православные похороны. Создали мастерскую по изготовлению гробов, крестов, памятников. По отдельным договорам стали ухаживать за могилами тех, чьи родственники живут далеко.
Договориться, чтобы меня пустили на традиционные мусульманские похороны, было весьма сложно. У мусульман на кладбище ходят только мужчины. Удалось попасть лишь на обряд омовения умершей от долгой болезни бабушки.
Видно, хорошим была человеком — собралось много родственников, подруг. Все вполголоса переговариваются по-татарски. У внучек выясняю: бабушка — мусульманка, в мечеть ходила редко, но строго-настрого завещала похоронить по шариату (свод мусульманских законов). Куда бежать, к кому обратиться? Молодежь нынче знает об исламе больше из новостей по ТВ, да и то не очень приятных. Подача информации такова, что ислам ассоциируется с негативом: взрывы, терроризм, «цветные» революции...
Нажия-хаджия
Частично пробел в духовном воспитании татарской молодежи восполняют женщины из мусульманской общины, знающие обычаи. Кто-то — специалист по имянаречению и свадьбам, а кто-то — по похоронам. Одна из них — Нажия-хаджия Амадеева — помогает совершать похоронный обряд, правильно обмывать тело, читать молитвы на арабском. На мусульманском кладбище (или на отведенном участке общего кладбища) загодя готовится могила «с подкопом»: на дне сбоку выкапывается углубление, куда и кладется тело, потом ниша закрывается деревянным щитом и только после этого могила засыпается землей. Почему так? Говорят, традиция, пришедшая из пустынь, где тело легко могли откопать звери. Вместо гроба на кладбище мусульманина относят на специальных носилках (калаша), вместо одежды на нем — специальные отрезы ткани (саван), в них и хоронят. В могилу опускают ногами вниз (отсюда, наверное, слухи про погребение сидя), лицом покойник обязательно обращен в сторону Мекки — святого места для каждого мусульманина. И никаких музыки, цветов и венков. Только молитва над могилой.
— По традициям мы должны очень быстро похоронить человека. В течение суток, лучше до обеда, — просвещает меня Нажия-хаджия.
Согласно вероучению, тяжелее всего душе мусульманина в первый день. К нему приходят ангелы, которые в течение всей жизни сопровождали его. Один был справа, а другой — с левой стороны. Все поступки, и хорошие, и плохие, ангелы записывали в «книгу жизни». Что интересно, при жизни после каждого плохого поступка мусульманину дается 6 часов на реабилитацию. Если в это время он так и не раскаялся в грехе, запись появляется в графе минусов. После смерти ангелы предъявляют записи на суде, а уж аллах решит, куда отправить душу — в рай или ад. Предсмертной исповеди в исламе нет, но если над умирающим прочитают молитву «калимАт-шахадАт» (о едином боге аллахе и пророке Мухаммаде), то рай станет ближе.
Хочешь в рай — учи арабский
...Сижу на кухне типовой пятиэтажки. Остальные — в большой комнате, рядом с покойной. До меня доносятся печальные слова арабской молитвы «джаназА», которую поет-читает Нажия-хаджия. Слов не понимаю, но певучая молитва сынов пустыни уносит мысли вдаль. Однако я не одна тут «неграмотная»: большая часть каменских татар не знает арабского языка, не умеет читать на нем Коран. Поэтому, закончив, Нажия-хаджия молится и на татарском переводит. Чтобы местные татары знали язык молитвы, в мечети «Рамадан» ведут курсы арабского. Существуют разные мнения: кто-то считает, что татары могут читать Коран и на своем родном языке, тем более что есть хорошие переводы. Но российские мусульмане считают: пророк Мухаммад общался на арабском, значит, нам надо знать его язык. Читать первоисточник в оригинале важно еще и для того, чтобы избежать разных толкований. Коран, как и Библия, переведен на многие языки, а при переводе зачастую искажается смысл целых страниц.
Закончилась молитва, всем присутствующим раздают садакА (милостыню) в виде монет, платочков (по-нашему, это поминки). Пять монеток достаются и мне, иноверке. Идти на кладбище за покойником женщинам запрещено: грех (харАм). «Аллах еще и бережет женские сердца, ведь мы излишне эмоциональны», — поясняет Нажия-хаджия. На кладбище едут только мужчины, там знающий молитвы мусульманин (духовное лицо мечети Рахимьян-бабай Залалдинов) прочитает молитву, и тело опустят в могилу. На могиле ставится памятник или просто столб с полумесяцем, обращенный в сторону Мекки. Путь мусульманина в этом мире завершен.
Ислам на пяти столпах
— У нас есть пять главных столпов ислама, исполняя которые, человек может считаться мусульманином, — объясняет уже за чаем Нажия-хаджия. — Мусульманин всегда ходит чистый. Второе: пять раз в день совершает намАз (молится) в любых условиях. Затем один месяц в году мусульманин постится («держит уразУ»). И еще — «закЯт» (часть своих доходов отдает бедным, нуждающимся или в мечеть).
И пятое: мусульманин должен, по возможности, совершить хадж — паломничество в Мекку. Это город в Саудовской Аравии, где находится главная святыня мусульман — мечеть аль-Харам со священным камнем Каабы. Совершивший хадж получает почетный титул хаджи.
Нажия-хаджия побывала в Мекке, отсюда и приставка к ее имени. В ислам она пришла в осознанном возрасте, 9 лет назад. Выучилась в медресЕ в Казани, освоила арабский язык, обычаи. Ее нынешняя миссия — читать молитвы и помогать совершать религиозные обряды. «Многие мусульмане не знают ни молитв, ни традиций. Бывает, только попав на похороны близких, вспоминают о своей вере. А без традиций народ погибает», — убеждена Нажия-хаджия.
— Иногда слышу по каналу «Союз» проповеди православных священнослужителей, — продолжает она. — Все правильно говорят, у нас и заповеди одни: не убей, не укради, почитай старших, не лги. Однако не все, как и у нас, живут по заповедям. Вот мусульманину вообще запрещено употреблять спиртное (харАм). А ведь пьют... Свинину нельзя употреблять, а едят. Влияет окружение, сказывается незнание своих истоков. Наверное, к вере приходят с возрастом, когда человек уже определился, с кем он, и задумался о смысле жизни. Моим дочерям уже за 30, и сегодня они часто просят меня почитать с ними молитвы... — чувствуется, моей собеседнице приятно рассказывать о детях.
Как говорит Нажия-хаджия, приняв ислам, она очень изменилась: появились внутренняя сила, надежда на волю Аллаха, стала терпимее и спокойнее в отношениях в семье, с людьми, ислам сделал мудрее. Внешне мусульманская женщина тоже отличается: от мусульманок шариат требует закрывать тело и волосы от посторонних мужчин. Также настоящей мусульманке противопоказаны алкоголь, курение, наркотики, сплетни, порнография, посягательство на собственное здоровье и на здоровье других людей.
Возникает вопрос: а как же те шахидки, что взрывают невинных людей? Они ведь мусульманки. Вся беда в неправильном истолковании Корана некоторыми одиозными деятелями. Для них Коран — что дышло: как повернул, так и вышло. За века существования исламская вера, как и христианская, обросла лжеучениями, которые по-разному трактуют основные понятия. Ортодоксальный ислам шахидами называет людей, убитых на войне, погибших от бандитов при самообороне, умерших в эпидемиях. Истинный шахид не может убить невинного. Ислам осуждает и суицид: душа самоубийцы прямиком идет в ад. Боевики и радикальные исламисты трактуют понятие «шахид» в выгодном для себя ключе, призывая мусульман умирать за веру. Так «шахид» стал синонимом «террориста», хотя на самом деле шахид — это как мученик в христианстве.
Аниса-апа. Строительница
— Попечительский совет по строительству мечети «Рамадан» почти сплошь состоит из мужчин, причем занимающих в городе немаленькие должности. Но дел этого совета не видно. Я только деньги собираю на строительство, и их немного. Власть не помогает. Хотя мы не ждем материальной помощи, хватило бы и моральной поддержки. Не хочется жаловаться, но говорю так, как есть, — говорит зам председателя приходского совета мусульманской общины «Рамадан» Аниса Рабец.
По ее мнению, сегодня в Каменске всячески поощряется строительство многочисленных христианских храмов, создаются фонды по сбору средств. И совсем не обращается внимание на отсутствие мечети в городе, где пятая часть населения — мусульмане. Это обстоятельство, считает Аниса Салахетдиновна, не служит мирному сосуществованию людей разного вероисповедания. Проект мечети «Рамадан», о которой так переживает Аниса Рабец, уже готов, даже место выбрано — за нынешним зданием, приспособленным под мечеть на ул. Алюминиевая. Подготовка к строительству активно шла до кризиса-2008, но после него так и не возобновилась.
— Истинных, практикующих, мужчинмусульман в Каменске немного. Тех, кто совершает намаз, кто постует. В основном это люди старше 40 лет. А наша молодежь понятия не имеет об истинном исламе: ее же некому учить. Ислам — это религия добра, справедливости и безопасности. А как они об этом узнают? Будут слушать разных толкователей религии, которые могут повернуть все в свою пользу?
Аниса-апа (апа — уважительное обращение к женщине) пришла в ислам в 53 года. Решила, что земных радостей у нее уже достаточно: квартира, сад, хорошая работа. Что еще? Не хватало чего-то своего, что душу греет. Много лет назад первая организовала группу по изучению арабского языка и Корана, хотя все еще считает себя в этом смысле ученицей.
— В мечеть заходят с правой ноги. Ведь вы в свой храм тоже, наверное, правой ногой вступаете? — строго поправляет меня Аниса-апа при входе в мечеть, бывшую когда-то жилым домом.
Не припомню таких требований в наших храмах... Но попрекнуть меня сапогами Аниса-апа не успевает: обычай разуваться в мечети мне знаком. Проходим в мужской зал, где молятся только мужчины. «Аллах знал, что в этом доме когда-нибудь будут молиться — даже окна здесь „правильные“, смотрят в сторону Мекки», — Аниса Салахетдиновна с удовольствием проводит для меня экскурсию по мечети-дому. В помещении пусто, везде чуть ли не стерильная чистота. Ступать мягко — полы застелены толстыми коврами. В женской половине — лавки: для самых немощных, поясняет мой «экскурсовод». Мулла ведет службу на мужской половине, а женщины слушают его через занавешенный тюлем дверной проем.
«Никах» важнее штампа ЗАГСа
В отличие от Нажии-хаджии, которая «провожает», Аниса-апа «встречает» новых мусульман и новые семьи: помогает мулле на имянаречении (сродни крестинам) новорожденных и свадьбах (никАх). Пока мулла готовится к таинству, она успевает побеседовать с пришедшими, хотя бы немного просветить их. Обряд имянаречения в мечети бывает довольно часто. Детишек, естественно, называют мусульманскими именами. Даже если ребенок уже записан в свидетельстве о рождении Мишей-Машей, ему дается новое имя, близкое по звучанию. Например, если Рита, то будет еще Райхана.
— В двойном имени нет ничего страшного. Главное, чтобы родители его запомнили, и ребенок знал, как его зовут. В судный день нас всех будут выкрикивать по настоящим именам, данным аллахом.
Уже редко, но еще встречается, когда новорожденным (и даже взрослым мужчинам) делается обрезание — тоже одно из требований веры. Процедура проходит в хирургическом кабинете. Самое удивительное, новоиспеченными мусульманами нередко становятся и русские. Вполне осознанно объясняют: ислам чище других религий. Что ж, это их право — выбирать. Над решившими вступить в брак мусульманами мулла читает «никАх» — благословение аллаха. «НикАх» иногда читается даже над парой, живущей в так называемом гражданском браке, без официальной регистрации. Лишь бы вера этой пары была сильна. В этом случае брак, благословленный аллахом, выше штампа на бумаге. «Традиции эти связаны с жизненным циклом человека и пока еще живут в обществе. Они наиболее знакомы нынешним мусульманам. Так же, как и в православии: сотни людей крестятся, отпевают родных, а веру соблюдают немногие», — с сожалением говорит Анисаапа.
Молитва и «сабар»
Имам-хатыбу мечети «Рамадан» Фариджану-Хазрату Ахтямову 2 октября исполнилось 70 лет. И без помощниц ему пришлось бы тяжело. Недавно он побывал на съезде мусульман России и, как выяснилось, везде, даже на сугубо мусульманских территориях, одно и то же — мужчины отстают от веры. Он считает: это проблема российского менталитета, где мужчина ищет легких путей в жизни, не желает нести ограничения. Прерогатива женщины в исламских странах — кухня, дети, дом. Там женщину-мать чтят выше отца, но ответственность за семью, воспитание детей в вере лежит на мужчине. В России же женщина-мусульманка вынуждена брать на себя еще и миссию хранительницы веры и традиций.
— Исторически в Каменске мечети не было, но это не означает, что ее не должно быть, — подытожил разговор имам-хатыб. — Мечеть нужна не только нам, но и властям, если они уважают свой народ, часть которого — мусульмане. Мы ждем, молимся и терпим, Аллах велел нам терпеть («сабАр»). Истинный мусульманин счастлив сегодняшним днем, несмотря на стрессы, плохое здоровье и недостаток денег. Он за все благодарен аллаху.
Инна ПОСТОЯН.