«Expert Online»
В США начался сезон традиционных распродаж. В первый день sale – «черную пятницу» – покупатели потратили меньше, чем обычно

В США начался сезон традиционных распродаж
Фото: АР
Американские ритейлеры встретили «черную пятницу», начав предпраздничные распродажи, обычно самый оживленный торговый период в году. Выходные после Дня Благодарения знаменуют собой начало сезона покупок – в течение двух последних месяцев года розничные магазины могут получить до 40% годовой выручки.
Поскольку экономика страны сейчас довольно слаба, многие магазины начали распродажи еще в четверг вечером. Так, Retailer Target открылся в 9 часов вечера по местному времени, на три часа раньше, чем в прошлом году. Sears начал работу в 8 вечера. Универмаг Macy открыл свой флагманский магазин в Нью-Йорке в полночь, и его сразу же посетили 11 тыс. покупателей. Национальная федерация розничной торговли прогнозирует 4,1-процентный рост розничных продаж в ноябре-декабре по сравнению с 5,6% в аналогичный период прошлого года. Не лучшими оказались и первые результаты. По данным Associated Press, в 2012 году покупатели в США потратили в «черную пятницу» 11,2 млрд долларов, тогда как в 2011 году они были выше на 1,8% и достигали 11,40 млрд долларов.
Вообще тут задействован целый ряд факторов: от слабости экономики до изменения предпочтений потребителей. Более 50% потенциальных покупателей просто знакомятся с ассортиментом, по словам Кевина Стернекерта, вице-президента по розничным исследованиям Gartner. «Потребители будут покупать вещи, потому что видели их в магазине. Они посмотрят и потрогают то, что им понравится, а затем купят в интернете в понедельник у того же продавца или в другом интернет-магазине». Опрос, проведенный Forrester Research, показывает, что прибыль интернет-магазинов вырастет на 15%, до 68,4 млрд долларов, в этом году. Изменилось и отношение потребителей к распродажам. Элизабет Гарсиа из Нью-Йорка отправилась за покупками около 3.30 утра в Toys R Us на Таймс-сквер, рассказывает ВВС, а не накануне. В прошлом году она чуть не вступила в драку из-за дивана Tinker Bell. «В этом я не собираюсь убивать», – иронизирует она.
Впрочем, в совокупности первые дни распродаж дают основания для оптимизма. Так, по данным NRF, порядка 247 млн покупателей посетили магазины и веб-сайты ритейлеров за прошедшие с начала распродаж дни, а общий объем расходов достиг рекордных 59,1 млрд долларов, что на 13% больше по сравнению с 52,4 млрд долларов в прошлом году. Билл Мартин, основатель ShopperTrak, отмечает, что количество покупателей не было столь высоким с 2006 года. По его мнению, возвращение к докризисному уровню указывает на реальное восстановление потребительского сектора.
Традиционно предрождественские продажи расценивают как один из косвенных признаков уверенности потребителей, говорит начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк. В целом текущее состояние экономики США относительно неплохое, однако всех терзают смутные сомнения относительно так называемого «фискального обрыва» и его возможного влияния на благосостояние американцев. И потребители сейчас не так щедры, как могли бы быть исходя только из текущего состояния экономики. Что касается будущего, то американцам придется пройти через длительный период затягивания поясов, споры идут лишь вокруг того, с какой скоростью это затягивание проводить, насколько туго и какие группы населения будут основными пострадавшими.
В период так называемой «великой умеренности» (great moderation), длившийся во время пребывания на посту главы ФРС Алана Гринспена, норма сбережений американцев снижалась, напоминает директор аналитического департамента ИК «Вектор секьюритиз» Александра Лозовая. Если в 80-х годах американское домохозяйство в среднем сберегало 8-12% от дохода, то в 2000-х этот показатель сократился до 2-5%. Финансовый кризис заставил американцев больше откладывать «на черный день»: в конце 2008-го – начале 2009-го норма сбережений выросла до 6-6,5%. В настоящее время норма сбережений в США составляет 3-4%, что при текущих темпах экономического роста и инфляции представляется нормальным уровнем.
Доверие потребителей восстанавливается во втором полугодии 2012 года на фоне небольшого сокращения безработицы и оживления на рынке жилья. В октябре индекс доверия потребителей достиг максимума с февраля 2008 года. Покупательная способность американцев в 2012 году стабильно восстанавливалась, однако уже с начала 2013 года все может измениться. Так называемый fiscal cliff в его нынешнем виде приведет к росту налоговой нагрузки, что сократит доходы, а значит, и покупательную способность. По мнению эксперта, данный фактор неопределенности действительно мог быть причиной небольшого сокращения продаж в «черную пятницу». Возможно, большинство граждан решили подстраховаться и придержать деньги «на черный день». Впрочем, разрыв в показателях незначителен, указывает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. В целом же, с поправкой на текущее положение дел внутри американской экономики, картина в розничном секторе довольно стабильна: здесь нет ни резких подъемов, ни спадов – и эта нейтральность может насторожить, если продлится еще четыре-шесть месяцев.
Разница в 1,8% по сравнению с предыдущим годом в период «черной пятницы» – это статистическая погрешность, не говорящая вообще ни о каких тенденциях, соглашается замдиректора аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. Все объясняется методами учета: ряд крупнейших магазинов (прежде всего Wal-Mart) начали продажи еще в четверг, оттянув с «черной пятницы» некоторый объем покупателей. Важно то, что высокими остались покупки через интернет и на День Благодарения, и на саму «черную пятницу»: это свидетельствует о популярности электронной торговли и обещает хороший объем продаж к Рождеству.
Но ждать значительных позитивных изменений в розничном секторе США вряд ли стоит. В целом розничные продажи в США в последний год находятся на одном уровне с января текущего года и, прогнозирует аналитик, скорее всего, не покажут особого прироста по итогам года. При этом продажи без учета автомобилей даже демонстрируют снижение по отношению к ноябрю 2011 года. Экономика США стагнирует, рост рабочих мест носит сезонный характер, а падение безработицы обусловлено не ростом числа занятых, а фактически выбытием потенциальных работников из списка ищущих место. Индикатор личных доходов не повышается в среднем с июля 2011 года, так что и розничные продажи в Америке не смогут расти в ближайшие полгода-год.